Men's

Что такое рестлинг и кто такие рестлеры?
11 Декабря, 14:02 \

Очень часто меня спрашивают "А что такое рестлинг?" Мне не всегда легко бывает рассказать человеку о том что это такое в двух-трёх словах. Думаю, если спросить актёра "А что такое театр?" Он тоже стразу не найдёт подходящих слов т.к. театр великое искусство.

Рестлинг как зрелище

Профессиональный рестлинг - причудливая культурная форма “общества зрелищ”. Телевизионные программы, посвященные рестлингу, появились в России сравнительно недавно и пока еще кажутся экзотикой. В Америке же рестлинг - очень популярное шоу, огромная индустрия, в функционирование которой вовлечены специальные теле- и радиопередачи, журналы, веб-страницы. Добавим к этому гигантскую корпорацию - монополиста рестлинга в США - WWF (Всемирная федерация рестлинга), множество мелких независимых организаций, школы, фан-клубы. Каждую неделю специализированные программы по рестлингу смотрят десятки миллионов телезрителей по всему миру.

История этого зрелища берет начало в массовых развлечениях XIX в. В том виде, в каком он существует в наши дни, рестлинг сложился в 1970-е годы. С тех пор он переживал подъемы и спады популярности. Во второй половине 90-х интерес к рестлингу возродился с новой силой.

Итак, что же такое профессиональный рестлинг?

Главная его составляющая - бой двух или нескольких профессиональных борцов на ринге перед “живой” аудиторией. Шоу - вечер рестлинга - строится из серии поединков, объединенных сюжетными линиями. Обычно в таких программах действие перемежается речами, которые произносят участники представления, и сценами “из их жизни”, как бы подсмотренными камерой за пределами зала, которые демонстрируются публике на экране.

На первый взгляд, борьба поражает своей утрированной жестокостью. Тот, кто впервые видит рестлинг, недоумевает: достигает ли цели хотя бы один из ударов на ринге? Не является ли все происходящее срежиссированным спектаклем? Действительно, исход матча и его кульминационные моменты в рестлинге заранее предписаны. Хотя бой позволяет борцам импровизировать, все приемы могут выполняться только в паре и требуют равного усилия и от “победителя”, и от “побежденного”. В основе поединка и целой передачи лежат сценарии. Они следуют устойчивым сюжетным клише, сочетая многократные повторы с неожиданными драматичными поворотами действия.

Что такое рестлинг и кто такие рестлеры?

Участники шоу - постоянная труппа борцов-актеров, за каждым из которых закреплена определенная роль; это персонажи со своими именами, характерами и легендами. В отличие от театральной постановки, в рестлинге шоу не завершается с окончанием пьесы и не может быть начато заново. Все бои вплетаются в большие “истории”, которые развиваются в реальном времени, т.е. во времени зрителя. Таким образом, рассказывание историй продолжается годами.

“Живые” выступления борцов проходят каждую неделю в разных городах Америки и Канады. Вечера рестлинга регулярно транслируются по телевидению и освещаются в Интернете.

В рестлинге соединяются элементы спорта, театральной пьесы, мыльной оперы. Этот ряд можно продолжить фрагментами из цирковых представлений, ток-шоу, концертов рок-групп, взаимно перетекающих друг в друга. В 80-е гг. ниша, которую занимает рестлинг среди других зрелищ, была названа “спортивным развлечением”.

Элементы шоу

Все элементы оболочки рестлинга, которая и есть зрелище, нагружены определенными смыслами, используют определенный условный язык.

Круг участников шоу очень широк и включает не только борцов, мужчин и женщин, выступающих на ринге. Всех героев, будь то судьи, комментаторы, обслуживающий персонал, отличает несвойственная спортивным программам ангажированность, живое участие в действии. Так, рефери, призванные вносить Порядок в стихию боев, чаще всего играют роль Пристрастных или Слепых вершителей судьбы, влияющих на исход поединка. В рестлинге судья воплощает всю несправедливость спортивного судейства. Публика в зале - важное действующее лицо. Ее предназначение и роль - быть “заинтересованной массой”, бурно выражать свое отношение к происходящему, поддерживать и освистывать положительных героев и злодеев. Главное качество, закрепленное за аудиторией, - Объективность. Зрители выражают “голос народа”; их коллективными устами говорит сама Правда. Поэтому публика всегда выносит свой вердикт и “хорошим”, и “плохим парням”, оценивая события вечера. Все присутствующие в зале и за сценой, вместе с владельцами и устроителями шоу, представляют собой активных героев, коллективное тело рестлинга.

Пространство - заполненный зал, посередине которого расположен ринг. Непременный атрибут толпы на трибунах - самодельные, т.е. идущие от “глубины переживания” разноцветные плакаты. Над головами собравшихся помещен огромный экран, на котором показывают в деталях поединок. Профессиональная съемка помогает зрителям видеть “правильным” образом, настраивать свой взгляд на самые выигрышные, “героические” ракурсы. Экран - общий глаз публики, которым она не только смотрит, но и подглядывает за кулисы шоу. Зрители могут увидеть как бы не предназначенные для чужих глаз картины “тайных сговоров”, “подкупа”, “вероломных нападений” - подтекст событий на ринге.

Свет и пиротехника наводят глянец, упаковывают яркое, бушующее зрелище, акцентируют внимание на выходах той или иной звезды. Появление новых участников действия может сопровождаться столбами огня, обозначающего на условном языке неконтролируемость чувств и поступков, “природную дикость” борца.

Ринг, обнесенный канатами, - центр представленного в рестлинге мира. Это место Последнего-и-Окончательного-Выяснения-Кто-Прав (которое, впрочем, никогда не бывает таковым). Схватка между рестлерами часто предваряется речами перед микрофоном. В долгих монологах борцы посвящают зрителей в перипетии своих взаимоотношений с противником, грозят или хвастают своей силой. Следующий за этим бой недвусмысленно показывает, кто есть кто.

На ринге действуют правила. Их смысл двояк: как знак Спорта они свидетельствуют о честности происходящего. Но очарование правил состоит в том, что их всегда нарушают. Они не действуют вне ринга, куда, в царство беззакония, поочередно утаскивают друг друга борцы. Так, своим существованием правила предвосхищают их Попрание, поскольку от рестлинга ожидается особая жестокость. Соблюдение правил подчеркивает благородство и уязвимость положительного героя. Их нарушение свидетельствует или о низости персонажа, или о том, до какого предела справедливого гнева может быть доведен “хороший парень”. Самая желанная картина в рестлинге - потеря контроля над собой, аффект, неистовство.

Выражать эти чувства помогают предметы, расположенные вокруг ринга стулья, биты, столы, лестницы. Ударить своего противника стулом или битой значит выразить к нему отношение, выходящее за пределы простого поединка, подчеркнуть свою Вражду и нанести Оскорбление.

Мужчины и женщины в рестлинге обладают гипертрофированными телами, свойственными скорее людям, занимающимся бодибилдингом, чем спортом. Большой вес, рост и масса мышц борца парадоксально сочетаются с легкостью движений и акробатическим владением своим телом. Тело рестлера, в идеале, должно выражать сущность исполняемой роли. Значение имеет не только сложение, но походка, манера наносить удары, прически и т.п. Отталкивающие персонажи двигаются подчеркнуто противно; положительные герои во время боя принимают эффектные позы.

Что такое рестлинг и кто такие рестлеры?

В дискурсе этого зрелища тела рестлеров преподнесены как красивые. Однако они не соответствуют классическим канонам красоты. Их прекрасно-безобразные формы ближе к гротескному телу карнавального монстра и ярмарочного силача. В противоположность возвышенному идеалу, они демонстрируют приземленную красоту, говорят на языке гротескного реализма, стоящего в оппозиции к официальным нормам красоты в культуре.

Некоторые борцы закрывают лицо маской. В 80-е г. их использовали чаще, что отвечало близкой рестлингу по духу эстетике тяжелой металлической рок-музыки. Однако и сейчас есть несколько популярных персонажей (“Стинг”, “Каин” и др.), чьим атрибутом является раскрашенное или скрытое лицо. Полузамаскированное лицо рестлера, вместе с облегающим тело трико, отсылают к персонажам популярных комиксов и фильмов о супергероях, таких как Бэтмен, Супермен, Капитан Америка. Присущая им сверхчеловеческая сила и чудесные способности пробуждаются в момент переодевания героя в костюм, соответствующий его новой природе. Тело в одежде, повторяющей его контуры, и наполовину скрытое лицо борца воплощают мечту о непроницаемости оболочки, неуязвимости человека для мира.

Знаки персонажей. Рестлинг - зрелище, каждый момент которого должен сразу же предельно ясно прочитываться. Тело борца и многочисленные знаки, которыми окружены герои, помогают мгновенно раскрыть суть роли.

Характерны сами выходы героев на сцену. Знаменитый рестлер Халк Хоган, поднимаясь на ринг, разрывает на себе майку, показывая свирепость и готовность драться. Гробовщик, чей образ трансформировался из “металлиста” и инфернального “выходца с того света” 80-х в “честного байкера” 90-х, выезжает в зал на мотоцикле и ударяет себя в грудь, демонстрируя свою подлинность (я - это я, и со мною правда). Наиболее популярные борцы имеют в своем репертуаре “фирменный” прием, которым заканчивают бой; сам факт его проведения обозначает полное Поражение противника. Немало информации о персонаже сообщают вне-ринговые предметы - одежда, средства транспорта (шикарные автомобили Богатых Негодяев, “Харлей” Байкера или грузовик Простого Честного Парня).

Бой в рестлинге рассматривается как поединок между врагами, испытывающими искреннюю взаимную неприязнь. Это недружелюбие обязательно мотивировано предшествующими событиями: публика должна знать в деталях обстоятельства вражды.

Все, что представлено зрению в этом шоу, - избыточно. Качества персонажей утрированы, как преувеличены и способы их проявления. Подлец не только рассказывает в микрофон о своей подлости, но при этом гадко усмехается, потирает руки. Простодушный герой разговаривает с публикой, позволяя злодею вероломно, но очевидно для аудитории, подкрасться и напасть сзади... Каждый прием рестлеров сопровождается Мучениями поверженного противника. Одного страдания мало; необходимо кричать и корчиться от боли, бить руками об пол, прося пощады. Проигрывать не стыдно, как и не стыдно обнаруживать Боль, Слезы. Победитель должен наслаждаться Триумфом. Все переживания и эмоции находят в этом зрелище ясный знак для своего выражения, демонстрируют завершенный образ испытываемой страсти.

Как строится текст “спортивного развлечения”? Прежде всего, за кадром остаются авторы, разрабатывающие продолжающиеся сюжетные линии, кульминации которых приходятся на сезонные праздники рестлинга.

Хотя длинные истории тянутся месяцами, отдельные фрагменты зрелища обладают полнотой смысла. Каждый момент является указанием на “Ненависть”, “Возмездие”, “Коварство”, “Предательство”. Так постоянная незавершенность сочетается с самодостаточностью разнообразных сцен зрелища.

Свою риторику рестлинг заимствует большей частью из спорта (“тяжелые” и “полутяжелые весовые категории”, “чемпионаты”, рефери, облаченные в полосатую форму и т.п.). Немалая дань отдана жанру телесериала. Бои идут с переменным успехом, демонстрируя Повороты Фортуны и силу духа (притворство) поверженного, который должен подняться на ноги после тяжелейших ударов и переломить ход сражения в свою пользу. Как положено мыльной опере, бой редко завершается по-настоящему и никогда не ставит точку в сюжете. Скорее, окончание поединка создает новые обстоятельства. В решающих матчах редко случается “чистая победа”; в схватку вмешиваются “незапланированные” участники, приходя на помощь или мешая кому-то из борцов. Вариантов сюжетных ходов в самом бое немного; однако они должны быть неожиданными. В этом и состоит задача авторов сценария - не давать разрешиться коллизии, постоянно поддерживать напряжение.

Что такое рестлинг и кто такие рестлеры?

Своеобразным резервом инноваций для разворачивания повествования в рестлинге служит ход, именуемый поворотом. Благодаря ему существует возможность внезапного изменения в характере персонажа, когда положительный герой вдруг становится отрицательным и наоборот. Такой маневр вносит в действие элемент предопределенной непредсказуемости. Повороты и продвижения второстепенных участников на вершину являются наиболее обсуждаемыми темами среди поклонников рестлинга.

Все сказанное выше относится к непосредственному переживанию рестлинга в момент просмотра шоу. Однако его культурный текст достраивается за пределами ринга - и за пределами зрительного зала и телевизионной передачи. Происходит постоянное расширение пространства, где зрелище облекается в слова - в текстах профессиональных комментаторов и специалистов, интервью с борцами, письмах поклонников шоу в печатных и электронных изданиях... Увиденное соотносится с личными ожиданиями и прогнозами, соотносится с Историей шоу, встраивается в большой нарратив рестлинга.

Источник: nurmukhametov.livejournal.com.


ПечатьОтправить другу (email)
Рейтинг:
Комментарии
Пока ещё не было комментариев.
 
Наши новостные каналы Что такое RSS?
Подписаться на статьи  
Самое популярное